Роспись стен в храме

Сейчас много способов обработки внутренней поверхности помещений, какой бы площади ни касалось – жилого помещения или специального назначения.

Купол храма с настенной живописью и позолотой
Внутреннее убранство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

 

Расписать храм гораздо сложнее, чем любое другое здание или учреждение. Тут особая организация порядка, подход иной и цели использования рисунков. Следует придерживаться христианских традиций и знаний церковного вида живописи.

 

Подготовка и материалы


Наряду с внутренней подготовкой художника, заранее изучают стили церковной росписи. Как правило, чаще используется византийский и русский стиль фрески. Этим мастерством владеют редкие живописцы, понимающие нюансы церковного направления.

Предварительно нужно ознакомиться с тем, в каком состоянии находятся стены и потолки в храме.

 

Возможно предварительно нужно будет укрепить поверхность армирующей сеткой и специальным составом, заштукатурить все проблемные места и только после этого, оценив влажность в помещении, нанести грунтовку под покраску. Очень желательно, чтобы она была с противоплесневой добавкой.

Материалы нужно подбирать крайне тщательно, не скупясь, так как такая роспись должна служить десятилетиями в отличии от росписи стен в квартире. Здесь используют силикатные, акриловые художественные и масляные краски.

 

Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками для придания максимальной естественности и эстетичности.

 

Как это происходит на практике

 

  • Священнослужитель выбирает мастера.
  • Специалисты приходят по месту требования, изучают общую обстановку и внутренний уклад помещения. Знакомятся с техническими данными прежних рисунков.
  • Далее мастера составляют план действий и знакомят с ними священнослужителя и старосту церкви – оговариваются сроки и смета, какую-то сумму необходимо собрать на краски и расходные материалы.
  • Чаще при росписи церковных помещений используются краски на силикатной и акриловой основе – с таким материалом легко работать, краски экологически чистые и не дают во внешнюю среду ядовитых паров. Готовое изделие покрывается лаком для защиты от разрушения.
  • Зачастую требуется установка массивных строительных лесов, проведение служб по время реставрации невозможно
  • Работы производятся долго, зачастую в сложных условиях с низкой освещенностью высоко под потолком, поэтому процесс движется очень медленно.
  • Кроме того  уровень сложности данной живописи считается максимальным.
  • Периодически необходимо рисунки обновлять, поскольку краска со временем отслаивается.
  • Выбирается стиль росписи конкретных мест в храме и/или реставрация отдельных икон.
  • Иконы могут реставрироваться непосредственно в мастерской.
  • Далее работа движется согласно составленного договора, отдельные нюансы оговариваются по ходу деятельности мастеров.
Живописные иконы у алтаря  в храме
Внутреннее оформление Казанского собора в СПб

На что обратить внимание?

 

Сделать роспись стен в храме – задача ответственная, сюда приходят люди за духовным обновлением, поэтому каждая мелочь в рисунках играет какую-то роль:

 

  • На куполах изображают Христа и Бога, в сводах – двунадесятые праздники.
  • Между окнами изображают пророков и апостолов.
  • Стены пронизаны библейскими сюжетами.
  • Важное место занимает иконостас, разделяющий алтарь, где священнослужитель ведет службу, и нас – там находится приход.
  • На иконостасе изображается Христос с Богородицей. По шаблону проводить эту часть помещения невозможно – только по индивидуальным расчетам. Для людей очень важно, как представлены важные библейские персоны. И от мастеров зависит, как будут восприняты рисунки прихожанами.
Шатер внутри Спаса-на-Крови в СПб
Шатер внутри Спаса-на-Крови в СПб


 

 

  • Учитывая особенности церковных помещений, необходимо применять не шаблонную, а ручную роспись, где прорабатывается каждая деталь отдельно и тщательно.

 

  • Основа грунтуется акриловым грунтом для минеральных поверхностей, после наносится сам рисунок интерьерной художественной краской на водной основе. В роспись вводится золочение сусальным золотом – в храмах почти все рисунки имеют такой подход. Могут использоваться также перламутровые краски и с металлическим оттенком.



Исходя из определения толкований Даля, фреска представляет собой в переводе из итальянского языка «свежая живопись». Раньше производилась только по сырой штукатурке, а аналогичная роспись «а секко» – по сухим стенам. И когда штукатурка высыхала, имеющаяся в составе известь высыхала, образуя тонкую пленку, что способствовало долговечности рисунка. Сейчас изображения производятся и на других поверхностях – даже на деревянных (например, при реставрации икон и иных храмовых принадлежностей).

Сводчатые арки с росписью в храме
Внутреннее убранство Исаакиевского собора


 

 

Если брать во внимание храм, там подойдет только художественная ручная роспись – прорисовка отдельных деталей очень важна. И с технической стороны – необходимо подбирать краски разные по насыщенности и тонам и в основном используется старинная техника по сырой штукатурке, потому что она лучше и дольше держится.

 

Такие изображения держатся по 50-100 лет до следующей реставрации, поэтому подходить к процессу нужно очень основательно и тщательно.

 

Процесс поэтапно:

 

  1. Роспись храма начинается от купола и барабана храма сверху вниз, спускаясь все ниже и ниже к церковному четверику.
  2. Далее идет алтаря храма, на хорах и под хорами.
  3. Расписывается притвор храма, вход, и нижние многофигурные композиции в четверике.
  4. Наконец, пишутся орнаменты в самом низу храма.



Важно лишь хорошо подготовить стены, учитывая прежнюю основу во внимание, возможно в отдельных участках полностью обновить. Новая штукатурка и грунтовка помогут наносимым рисункам держатся долго, не меняя качественных характеристик.

Вид изнутри в храме в Кронштадте
Никольский морской собор в Кронштадте


К кому обращаться

 

Самый важный нюанс- роспись подчиняется общей идее церковного помещения, выдерживается примерно в одной яркости, за исключением выделения важных персон храма.

 


С этими всеми задачами справятся профессиональные православные артели православных художников,  которые работают с душой, имеют богатый опыт и соответствующие знания, ездят они как правило по всей стране, обновляя все новые и новые храмы.


 

  • Выбирая художников для росписи храма, обращайте внимание на их портфолио и аналогичные работы. Самое главное, какой духовный посыл будет вложен в изображения их творений.

 

  • Не стоит обращаться в обычные мастерские и дизайн-студии города, тут нужен совершенно другой уровень работы.

 

Мы не занимаемся подобными работами! Статья несет ознакомительный информационный характер.
 

Оформление иконами стен храма
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге

 


Похожие статьи

Оформление меловых досок

Оформление меловых досок

Современная торговля постоянно ищет новые пути более удачной подачи, креатива и привлечения внимания. Рестораны и пиццерии, бары и кафетерии постоянно…
Чем отличается фреска от обоев?

Чем отличается фреска от обоев?

В этой статье мы рассмотрим такой популярный вид декора в квартире и доме, как фреска и обои и сравним их между собой, чтобы у вас было понимание всех…
Фреска в современном интерьере

Фреска в современном интерьере

Фреска в современном интерьере: роскошь и эстетика! Что такое фреска? Сразу же рождаются ассоциации с роскошью, дворцами, древними храмами.…

Сколько стоит?

+7 (812) 924-39-14

zakaz@artsten.ru

г. Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 67